Достопримечательности на маршруте от ольвии до очакова

      Комментарии к записи Достопримечательности на маршруте от ольвии до очакова отключены

Достопримечательности на маршруте от ольвии до очакова

Данный красивый краеведческий отчет копируем в копилку фотографий и знаний для развития отечественного проекта «ПУТЬ ВИТОВТА» от Балтийского до Черного моря — маршруты активного познавательного туризма.
В Николаевской области реализуется проект эко-автострады Николаев — Ольвия — Очаков с трехполосной дорожкой для пешеходов и велосипедистов. Каждую семь дней проект начинается, мы стараемся информировать о очередных этапах и новостях его реализации.
Приглашаем студентов и старшеклассников юга Украины воспользоваться отечественными публикациями для подготовки рефератов, дипломных проектов и курсовых работ. Всех, кто обладает украинским языком, просим переводить материалы отечественного сайта и присылать нам для публикации. Авторство, само собой разумеется, будет обеспечено нужными ссылками.

Все методические, информационные, маршрутные материалы к проекту ПУТЬ ВИТОВТА и эко-автострада Николаев — Ольвия — Очаков необходимы на украинских языках и русском, в возможности: английский язык , немецкий, польский, турецкий.

Путешествие от Николаева к морю: урочище Ста другие достопримечательности и Могил (ФОТО)

Мысль пройти пешком от сел Парутино до города Очакова появилась в один момент у нескольких участников николаевского краеведческого форума «Скамья».

Из-за чего был выбран этот маршрут? Во-первых, хотелось собственными глазами взглянуть на урочище Ста Могил, во-вторых, побывать на мысе Остен–Сакена. Помимо этого, где-то в этом районе был основанный князем Витовтом город Дашев и стоял пограничный камень, установленный тем же Витовтом для обозначения границ Великого Княжества Литовского.

ПАРУТИНО. Исходя из этого рано утром первым автобусом мы приехали в село Парутино. Примечательно, что Парутино – ровесник Николаева, село было основано некрасовцами–староверами, бежавшими с Дона в 1708 году по окончании поражения восстания Кондрата Булавина. Атаман Игнатий Некрасов увел их на территорию современной Румынии, где они компактно живут и до сих пор.

Некрасовцы выстроили тридцать семь домов и часовню, занимались хлеборобством и рыбной ловлей, но по окончании того, как в 1792-м году Екатерина ІІ подарила 12 тысяч десятин почвы на правом берегу Бугского лимана графу Илье Безбородко, некрасовцы покинули основанное ими поселение и возвратились на берега Днестра.

До 1917 года село именовалось Ильинское в честь графа Безбородько, а после этого оно начало именоваться Парутино от заглавия Парутинской балки, где оно расположено.

В период СССР в Парутино был колхоз им. Ленина, а во второй половине 60-ых годов двадцатого века на его базе основали винсовхоз «Ольвия», что специализировался на производстве вина и выращивании винограда, его доход превышал миллион рублей в год.

С 1985 по 2005 год винсовхоз выращивал элитные сорта винограда, из плодов которых делали шампанское, закарпатские коньяки, кое-какие сорта крымских вин.

В центре села – мемориал обитателям Парутино, погибшим в годы войны. Из 200 пятидесяти парутинцев, ушедших на фронт, сто девятнадцать к себе не возвратились…

Конечно же, не смогли мы обойти вниманием местное кладбище в отыскивании каменных крестов. В комментариях к одной их отечественных поездок говорилось об уникальности парутинских крестов, но, открыто говоря, они нас не особенно впечатлили, многое из того, что в том месте имеется, мы уже видели в других местах. Но вот для того чтобы надгробного сооружения мы не видели нигде. На нем нет ни одной надписи, исходя из этого тяжело заявить, что это, но ниша для приношений и свечей имеется.

Время установки этого сооружения кроме этого установить не удалось.

Рядом с кладбищем находится церковь Св. Александра Сидского. Фактически не узнаваемый у нас святой. Вот какую данные о нем удалось отыскать: «Священномученик Александр, иерей в Сиде, пострадал за Христа на протяжении преследования при императоре Аврелиане (270–275). Святой был допрошен правителем Антонином и дан на ожесточённые муки.

Но, чудесно хранимый Господом святой с необычным терпением перенес все муки и, наконец, был обезглавлен».

Выстроена церковь была в 1901 году графом Кушелевым, но в период СССР ее постигла участь многих церквей – она была уничтожена, и восстановлена лишь в 2000-м году. На ней нет мраморных ступеней и золотых куполов, но именно это почему-то наводит на идея, что именно так выглядит классическая украинская церковь.

Близость археологического заповедника «Ольвия» отражается на украшении некоторых домов. На одной из улиц каменный забор украшен настоящими греческими амфорами, но большинство заборов украшено стилизованными гроздьями винограда – культуры, которая стала знаком Парутино.

УРОЧИЩЕ СТА МОГИЛ. По одной из преданий, в урочище Ста Могил похоронены сто сарматских (вариант — скифских) вождей. Так это либо не так – любой принимает, как желает, но маленькие курганы в этом урочище расположены не хаотично, а долгими последовательностями. Мы брели по твёрдой выгоревшей траве от кургана до кургана, поднимались на кое-какие из них. Неужто тут и в самом деле похоронены вожди? Тогда из-за чего курганы до сих пор не разграблены?

А вдруг нет, то что в этих курганах?

Но, это дело археологов и историков, а отечественная задача – пройти по данной местности, не нанеся ей вреда. К сожалению, до самого мыса Сакена почва изрыта ровными прямоугольными ямами. Кто-то упорно ищет древние клады, разбрасывая по полю кувшинов и черепки амфор.

А в одном из раскопов какой-то эстет выложил незамысловатый узор из этих черепков.

МЫС САКЕН. Мыс Сакен – это современное наименование Сарыкальского мыса. В осеннюю пору прошлого года стараниями Михаила Кондратьева на мысе была установлена памятная доска в честь подвига капитана 2-го ранга Рейнгольда Остен–Сакена, что 20 мая 1778 года пожертвовал собственной судьбой, дабы не попасть в турецкий плен. Он вошел с горящим факелом в пороховой погреб собственной шлюпки в тот момент, в то время, когда его окружили тринадцать турецких судов.

Его обезглавленное тело волны вынесли на берег неподалеку от села Дмитриевка Очаковского района. В том месте установлен поклонный крест, а школьники посадили около креста орехи.

Тем временем отечественное путешествие по желтой степи длилось. Мы двигались в сторону мыса Сары-Камыш и села Днепровское. Где-то тут когда-то был Дашев, не смотря на то, что различные картографы располагали его в различных местах, начиная от Радсада и заканчивая современным Очаковом. Но какое количество мы ни всматривались в рельеф, нигде и намека не было на остатки древних построек, а уж тем более пограничного камня, установленного князем Витовтом.

Само собой разумеется, за прошедшие шесть столетий мало что имело возможность сохраниться, в особенности, в случае если отыскать в памяти, что по окончании смерти Витовта татарские племена целенаправленно разрушали все, что он выстроил, начиная от таможенных башен, и заканчивая большими населенными пунктами.

ДНЕПРОВСКОЕ. Днепровское – это две улицы на протяжении обрывистого берега. Когда-то оно именовалось Сары-Камыш, как и мыс, на котором расположено село.

Считается, что в переводе с тюркского языка это наименование значит «желтый тростник». Быть может, когда-то Днепро–Бугский лиман был пресным, и на его берегах рос камыш. Но на данный момент этого уже нет, а наименование осталось, лишь в отечественном произношении оно звучит как Цари–Камыши, либо легко Цари.

Из рассказов любителей рыбной ловли как мы знаем, что данный район – одно из лучших рыбных мест в обоих лиманах. Особенную мистику данной местности придает находящееся рядом урочище Ста Могил, так что кое-какие горячие головы придумали целую сакральную историю о зарытых в этих местах кладах, каковые защищают похороненные тут скифские цари.

Само Днепровское – село весьма мелкое. Из учреждений соцкультбыта тут лишь два магазина да воинский мемориал в память о земляках, погибших в годы ВОВ.

Под селом – мутные волны лимана. Я так сообщил вследствие того что высота обрыва, на котором стоит Днепровское, достигает сорока метров. В случае если взглянуть сверху на узкий песчаный берег, то возможно заметить достаточно привлекательный пейзаж – белый песок, долгий последовательность зеленых деревьев на нем и серые волны, лениво лижущие берег своим долгим мокрым языком.

Тут мы решили перекусить, для чего спустились на берег по одному из более-менее пологих спусков. Здесь-то нас и поджидала еще одна неожиданность.

Коровы-альпинистки. Угол наклона тропы составлял приблизительно сорок пять градусов, мы предвидели подъём и нелёгкий спуск. Но тут Лешка Кравченко обратил отечественное внимание на следы животных на спуске: «Смотрите, коровьи!».

Мы пошутили на эту тему, и пошли вниз. В то время, когда отечественный обед заканчивался, мы осознали, что шутили напрасно.

Упираясь в почву всеми четырьмя копытами и поднимая облака пыли, к воде спускались пара десятков коров. Наряду с этим они умудрялись еще хватать траву, растущую на склоне. Одна за одной, коровы спускались на берег, входили в лиман и с удовольствием выпивали загрязненную воду, гонимую прибоем к берегу.

Мы успели снять лишь часть этого зрелища, но не заметили, как же эти животные поднимаются в гору – пора было идти дальше.

На кладбище сняли на фотоаппараты каменные кресты, дожившие до наших дней. Ясно, что показались они уже по окончании взятия Суворовым Очакова, не смотря на то, что в отношениях христиан с мусульманами не все было конкретно противоречиво. Но турецких захоронений мы не заметили, и, посидев на дорожку, отправились в сторону села Солончаки.

СОЛОНЧАКИ. Солончаки, либо Аджиголка, в одно красивое время поменяли собственный расположение. Старое село пребывало немного западнее нынешнего, и от него осталось одно лишь кладбище. А на месте современного села был когда-то хутор.

Со временем обитатели Аджиголки обустроились на хуторе, а от ветхого села не осталось никаких следов: что возможно было забрать с собой – забрали, а другое по ветхой традиции растащили. на данный момент в том месте баштан, рядом с которым находится любопытное старое кладбище с интересными захоронениями.

В Солончаках случилась одна история, которая лично на нас произвела благоприятное чувство. Леша с Димой занялись съемками на новом кладбище, а мы со Светой примостились рядом в ожидании отечественных товарищей. С отечественного места прекрасно было видно, как за ребятами пристально замечала пожилая дама, жившая рядом с кладбищем.

После этого нежданно послышался шум, и мужчина средних лет побежал на кладбище разбираться.

Оказалось, что ребят приняли за охотников за древними монетами, по всей видимости, такие случаи уже были. Но все закончилось благополучно, недоразумение выяснилось, и нам кроме того самую малость поведали об истории Солончаков. Тогда-то мы и определили о втором, более ветхом кладбище.

И вдобавок для себя мы отметили: нас только бог ведает, мы люди пришлые, исходя из этого необходимо по возможности информировать обитателям, кто мы и для чего ко мне приехали.

Возвращаясь к ветхому кладбищу, сообщу, что в том месте имеется надгробный монумент с достаточно интригующей эпитафией: «Тут покоится прах любвеобильной жены Фионы Никитовны Скориковой». на данный момент отечественные сотрудники пробуют по метрическим книгам узнать, кто такая Фиона Скорикова, и в чем же заключалась ее любвеобильность.

Также, мы в первый раз заметили на могилах литые чугунные кресты с другими украшениями и ликами ангелов. До сих пор такие кресты нигде не попадались.

Ливень. Предстоящее отечественное путешествие прервал нежданно начавшийся ливень. Первые его показатели показались еще в Солончаках, но по-настоящему он отправился, в то время, когда мы прошли половину пути до Дмитровки. Но да и то, что мы заметили, нас впечатлило. Во-первых, ветроустановки, придающие украинской степи голландский пейзаж.

Их тут не меньше десятка, и они создают чувство разумных существ. Во-вторых, отечественный нештатный орнитолог Алексей Кравченко обратил отечественное внимание на одиноко летящую птицу: «Это пеликан, но из-за чего он один? В большинстве случаев по одному эти птицы не летают». Но через некое время нам довелось заметить свору пеликанов во всей их красе.

Подул сильный южный ветер, по дороге застучали первые капли дождя. Нежданно между ветряками показалась некая пестрая лента, которая, извиваясь на ветру, двигалась ему навстречу. Это и были пеликаны, летящие на маленькой высоте. Преодолевая сопротивление ветра, птицы настойчиво летели к собственной цели…

ДМИТРОВКА. Просидев около получаса в какой-то будке на окраине с. Дмитровка, замечая за дикой красотой летней приморской грозы, я начал замечать, что небо над Кинбурнской косой на другой стороне лимана легко прояснилось, и между грозовых туч проблеснули первые лучи солнца. Ливень стал реже и тише.

Не ждя окончательного улучшения погоды, я начал обследование Дмитровского кладбища на фиксации и предмет обнаружения каменных крестов, каковые, фактически говоря, и были главной целью моей поездки.

Таких на кладбище выяснилось около десятка, причем большей частью полностью целые (кроме того побелены). На некоторых крестах четко просматривались упокоения и даты жизни ушедших в другой мир, по большей части – середина ХІХ века, а иные – вовсе без какой-либо «информации». Не буду сказать о том, что для меня означали эти, на первый взгляд простые сооружения, сообщу о втором – о самой Дмитровке.

Средних размеров село, центр сельского совета, основанное где-то на стыке XVIII-XIX столетий, находится на протяжении берега Днепровско-Бугского лимана с одной стороны и Чехутовой (Чуфутовой) балкой – с другой. Почвы, на которых расположен данный населенный пункт, как и все окружающие, во времена Ольвии входили в состав «хоры», другими словами окрестных сельскохозяйственных поселений, каковые обслуживали жизнь полиса. До 1920 г. и село называлось расположенной рядом балки — Чехутово.

«Чуфут (Чехут)» в переводе с татарского языка свидетельствует «иудей». Разумеется, два-три столетия назад это место населяли караимы (кроме этого иудейского вероисповедания) либо иудеи. Вероятнее, они занимались торговлей в расположенном рядом Очакове либо же какими-то нехитрыми ремеслами.

Не обращая внимания на новое наименование села, балка на всех лоциях и современных картах так и осталась – Чехутовой-Чуфутовой.

ЯСЕЛКА. Покинув Дмитровку, я направился по дороге к следующему пункту назначения, что размешался в 2,5 км западнее (по дороге, заодно, успел и обсохнуть). Этим пунктом стала Яселка, носящая такое наименование не из-за детских яслей, а от «ясел», места кормежки для волов, о которых будет сообщено позднее.

По-видимому, ясла размешались на протяжении балки с подобным заглавием, от которой оно перекочевало и на село, примыкающее к ней. Ранее этот населенный пункт именовался Николаевкой, вероятнее по имени/фамилии обладателя либо основателя.

Село маленькое и достаточно компактное. Основано не позднее середины ХІХ века, о чем свидетельствуют те же каменные кресты на местном кладбище.

Идя на протяжении обрыва, с высоты около двадцати метров я заметил внизу свору лебедей из приблизительно 30-ти особей. Часть из них пребывала в воде рядом с берегом, а другие – паслись на траве, щедро растущей под кручей. Зрелище прекрасное.

Ни разу мне не приходилось видеть в один момент в таком количестве этих сильных, гордых и прекрасных птиц.

Постояв на обрыве, и в достаточной мере налюбовавшись послегрозовыми пейзажами, я отправился потом.

ИВАНОВКА. Повезло, что все села, каковые я вознамерился посетить, расположены по асфальтированной автостраде. В другом случае идти по достаточно раскисшей от дождя почва было бы очень утомительно.

Идя по дороге и думая о собственном, я добрался до Ивановки. На данный момент это одно большое село, центр сельского совета, расположенное между ветхой Очаковской дорогой и берегом лимана, поделённое на две части Воловьей балкой. По утверждению историков село было основано в 1795 году, практически сразу после падения Очаковской крепости.

Вопрос о дате основания поселения достаточно спорный. Дело в том, что в соответствии с «Ведомости, учиненной какое количество и где в каком месте на отведенной войску Черноморскому земель состоит селений, деревень, неводов и в них мужеска и женска полу душ» (Кубанский войсковой архив. Неспециализированная атаманская опись.

Дело 1792 г. № 172) в урочище Воловой Балки был хутор «великороссийской породы казака Федора Пятигорскаго», в котором жило всего трое мужчин. Рядом (согласно данным той же Ведомости), на берегу лимана в урочище Залеску (до наших дней не сохранилось) размешался «невед казака Барабанчика», что обслуживали «7 душ мужеска полу».

Однако, светло одно: по окончанию русско-турецкой войны тут стали селиться казаки войска Черноморского, и беглые крепостные из северных губерний. Ими и было основано два села: фактически Покровка и Ивановка, поделённые между собой балкой. Наименование балки происходит, по-видимому, от размешавшихся на протяжении ее склонов стойбищ для волов.

Так как на другом берегу Днепровско-Бугского лимана находятся Кинбурнские озера, где в промышленном масштабе добывалась соль, которую перевозили волами.

Кстати говоря, местные обитатели и поныне при общении разделяют административно единое село на две части, говоря на одних «він з Покровки», а на вторых «Івановські». Кроме того кладбища в селе различные.

Любопытным есть тот факт, что фактически все села по дороге Парутино-Очаков расположены на склонах балок. Разумеется, давным давно по балкам протекали пресноводные речушки, впадающие в лиман, а люди постоянно тянулись к воде и старались поселиться поближе к ее источникам.

В советское время с. Ивановка хватало крепким в хозяйственном отношении. Сейчас же об этом напоминают только полуразрушенные мастерские и ангары, выкорчеванные виноградники и сады…

На ветхом сельском кладбище сохранилось достаточно большое количество каменных крестов, кое-какие из которых – настоящее произведение искусства. Присутствуют и кресты «византийской» формы в виде двуглавых орлов.

Увидьте, ветхая часть кладбища – нетронута, на ней не хоронят. Не обращая внимания на то, что она заросла травой, а кое-какие кресты от времени рассыпались, за ними ухаживают и не разрушают, как это делается везде. Такое отношение к собственному историческому прошлому, кстати говоря, весьма характерно для обитателей сел Очаковского района, за что им лично от меня низкий поклон.

В Ивановке сохранилось еще одно старое сооружение. По словам местной жительницы, благовидной старухи лет 85-ти, это ветхий помещичий дом, в котором в советское время размешалась контора колхоза. Не обращая внимания на время, строение выглядит достаточно прекрасно.

КУЦУРУБ. Фактически примыкая к Ивановке на берегу лимана раскинулось село Куцуруб. Я и сам не увидел, как был в нем. Действительно, для этого было нужно пойти не по дороге, а через маленькое убранное поле, собрав на собственные сапоги достаточно толстый слой почвы.

Куцуруб (вернее ветхая часть сельского кладбища) являлся последним пунктом намеченного пути.

В литературе и документах в разное время наименование села подвергалось разным лингвистическим вариациям: Куцуруб, Кучуруб, Кучурубы и т.д.

Согласно данным 15-го тома «Истории городов и сел Украинской ССР» с. Куцуруб основано во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века беглыми крепостными, не смотря на то, что, по-видимому, значительно раньше.

Сами куцурубовцы растолковывают происхождение заглавия села весьма интересно. Якобы, в далеком 1789 году царица Екатерина II контролировала армейские посты под Очаковом на протяжении Днепровско-Бугского лимана. Солдат, что нёс работу на должности, расположенном на территории современного села, не пропустил царицу.

И за преданную работу она дала ему золотой рубль. Фамилия (прозвище) воина была Куц. Новость об этом распространилась далеко за пределы местности и оказала влияние на появление заглавия села  — Куцуруб. Люди стали поселяться в том месте, где «царица дала Куцу руб». Легенда на грани вздора!

Общеизвестный факт, что Екатерина ІІ в этих краях ни при каких обстоятельствах не была, а в Северном Причерноморье пребывала лишь проездом по пути в Крым на протяжении линии Днепра.

Со временем количество населения возрастало. Восточная часть имела наименование Камши (первым поселился цыган Камша), а западная – Хуторы. Такое разделение села на части местными обитателями сохранилось и поныне.

В случае если все-таки основываться на данных «Истории городов и сел…», то вырисовывается достаточно увлекательная картина. Ветхие заглавия сел Очаковского района очевидно тюркского (татарского, ногайского) происхождения: Аджигол, Куцуруб, Бейкуш (совр. Черноморка), Пикуш, Кабарга, Анчекрак (совр.

Каменка). Это событие, и сохранившиеся монументы, говорит о том, что южная часть покоренья и «времен нашего края Очакова

Велопоход Кинбурнская коса — остров Джарылгач 2016


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: