Место и роль религий мира в цивилизационном развитии.

      Комментарии к записи Место и роль религий мира в цивилизационном развитии. отключены

Место и роль религий мира в цивилизационном развитии.

Религия (от лат. religare — связывать, соединять) — совокупность представления мира, основанная на том, что человек чувствует сообщение с неким бытием, высшим существованием, имеющим организованность и системность. Природа организации может не иметь правильного определения: быть некой силой (духи природы, верховный разум), общим законом (дхарма, дао) либо определённой нематериальной личностью (Всевышний, Элохим, Аллах, Кришна).

Базы религиозных представлений, в большинстве случаев, записаны в священных книгахпо мнению приверженцев религии или продиктованных конкретно всевышним, или написанных людьми, достигшими с позиций данной религии наибольшего уровня духовного развития. Большая часть религий поддерживаются опытными священослужителями.

Мировоззренческие концепции. В соответствии с религиозному мировоззрению, действительностью руководят некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы обычно похожи на людей снаружи либо, по крайней мере, поведением (данный подход именуется антропоморфизмом).

В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Всевышний не антропоморфен, не смотря на то, что кое-какие конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем либо иным обстоятельствам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (син. многобожие, язычество, идолопоклонство). Любой всевышний (дух, идол и т. д.) в таковой совокупности несёт ответственность за что-то собственное, они отличаются друг от друга по целому последовательности их отношения и характеристик между собой часто напоминают взаимоотношения в людской обществе (к примеру, языческие всевышние часто вступают в битвы между собой, плетут интриги и т. д.).

Религии, каковые уверены в том, что Всевышний существует всего один, именуются монотеистическими. Мировоззренческая совокупность, которая уверен в том, что Всевышнего по большому счету нет и всё возможно растолковать материальными обстоятельствами, именуется атеизм.

в течении истории религиозные воззрения людей неспешно трансформировались, переходя от примитивного обожествления природных явлений и объектов к абстрактным концепциям всецело непостижимого Главного Божества. Человек на пути познания окружающего мира испытывает непреодолимую тягу растолковывать всё непонятное в каких-то более либо менее привычных терминах, в следствии чего такие явления, как гроза, ветер, вулканические извержения и т. д. в древние (а также довольно недавние) времена приписывались деятельности неких мнимых существ, снаружи похожих на животных либо людей, но огромной силы и больших размеров.

К примеру, ещё в десятнадцатом веке многие христиане верили, словно бы гром происходит оттого, что Пророк Илия едет по небу в собственной колеснице и гонит перед собой бесов посредством молний. Эти представления отражены в христианских книгах; кроме этого в них возможно усмотреть показатели языческого наследия (когда-то верили в всевышнего молний Перуна, а позже его заменили на Пророка Илию). В случае если же мы заберём одну из последних по времени религий — к примеру, ислам,— то заметим, что тут Всевышний декларируется как полностью непостижимая Сущность, Создатель Вселенной, пребывающий вне времени и пространства, превыше людских тщаний постичь Его. «Всевышнему принадлежат Запад и Восток; куда бы вы ни обратились, в том месте Лик Божий; Всевышний — Безграничный, Всеведущий» (Коран II, 109).

Тотемизм. Тотемизм одна из старейших и универсальных религий первобытного человечества, в основании которой лежит необычный культ так именуемого тотема. Термин данный свидетельствует знак и название, герб клана, и наименование животного, которому клан оказывает особый культ.

В научном смысле под тотемом подразумевается класс объектов либо явлений природы, которому та либо вторая первобытная социальная несколько, племя.

Политеистические религии. Антропоморфная сущность языческих всевышних естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности возможно подарками либо особенными, угодными идолу поступками. Одной из самых сложных и шепетильно созданных совокупностей политеистического мировоззрения была религия старой Греции, которую в будущем переняли римляне.

У древних греков существовал бессчётный, но строго очерченный пантеон человекоподобных всевышних (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (храбрецов), и в этого пантеона существовала твёрдая иерархия. полубоги и Древнегреческие боги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те либо иные события. Из современных религий к политеистическим относятся зороастризм, ряд и синтоизм направлений в индуизме.

Авраамические религии. В первый раз концепция единобожия была сформулирована в ветхозаветной религии, пара отличающейся от раввинического и талмудического иудаизма. Пророк Авраам считается основателем данной традиции, а религии, укорененные в ней, именуются авраамическими.

Пророк Моисей получил от Всевышнего 10 заповедей на горе Синай. Эти десять моральных правил, преломившись потом через учения христианства, легли в базу цивилизации, которую сейчас принято именовать «европейской».

Иудаизм впитал в себя представления предшествующих религиозных концепций. Он включал все стороны судьбы человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство направляться своду санитарно-гигиенических правил, что определяют всю повседневную судьбу человека (кашрут).

Иудаизм лишён некоторых нужных для всемирный религии линия: в иудаизм сложно перейти, большинство верующих принадлежит к нему от рождения. То же самое возможно сообщить и довольно некоторых религий (к примеру, зороастризма), но при определении статуса того либо иного учения нужно учитывать всю совокупность его черт, среди них и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (возможно, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой в иудаизма, отделило фактически религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, так, есть следующим этапом развития религиозного мышления. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианство, в отличие от иудаизма, не интересует национальная принадлежность человека. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута.

Забрав из иудаизма лишь саму мировоззренческую концепцию единобожия, христианство отбросило всё, что не касается конкретно религии, тем самым сняв с верующего христианина множество ограничений. Одним из самых серьёзных новшеств христианства нужно считать изменение концепции служения Всевышнему с более формальной идеи принесения материальных жертв (в иудаизме ещё сохранялся обычай приносить в жертву животных либо иные материальные сокровища) на идею личной жертвенности.

Христос отождествил Себя с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь правоверными иудеями с целью завоевать благосклонность Всевышнего. Этим Он показал, что не нужно «откупаться» от Всевышнего, но нужно посвятить служению Ему всего себя без остатка.

Ислам появился на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Кое-какие западные религиоведы склонны утверждать, что Мухаммад очень многое позаимствовал из христианства и иудаизма. Не смотря на то, что к VII веку отечественной эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не весьма бессчётны.

Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, да и то во время становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Но, племена и кланы Аравии жили вместе c христианами и евреями в течении нескольких столетий, и были прекрасно привычны с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином.

Монотеисты либо люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве Пророков Основателей всех прошлых монотеистических религий, в первый раз вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

 «Mы yвepoвaли в Богa и в тo, чтo ниcпocлaнo нaм, и чтo ниcпocлaнo Аврааму, Иcмaилy, Иcаaкy, Иакову и кoлeнaм, и чтo былo дapoвaнo Mоисею, Иисусу и Пpopoкaми oт Гocпoдa иx; мы нe paзличaeм мeждy кeм-либo из ниx, и Eмy мы пpeдaёмcя» (сура II, 130).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, нормы и азартных игр направленные против незаконнорождённых половых связей.

Пандеистические религии. Это религии, каковые отрицают Всевышнего как сверхъестественную личность, признавая только безличные формы инобытия, проявляющиеся в виде общих законов, по которым существует замечаемый мир (дхарма, дао). Многие течения в этих религиях признают возможность существования сверхъестественных существ, но возможности этих существ кроме этого ограниченны и они подчиняются общему закону.

К пандеистическим религиям относятся даосизм и буддизм, и часть направлений индуизма, к примеру, йога, адвайта-веданта и т.п.

Будди?зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), появившееся около VI века до н. э. в южной Азии на базе идей Будды Шакьямуни.

В базе буддизма лежит учение о Четырёх Добропорядочных Истинах: о страдании, о причинах и происхождении страдания, о настоящем прекращении устранения и страдания его источников, об подлинных дорогах к прекращению страдания.

Конференция РАРС: Роль религии в современном мире


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: