Советская пионерия и краеведение в советской школе

      Комментарии к записи Советская пионерия и краеведение в советской школе отключены

Советская пионерия и краеведение в советской школе

В честь 19 мая, Дня советской пионерии, рекомендуем совершить хотя бы маленький памятный поход. Это все также отечественное родное. И мы гордимся своим прошлым, не отказываемся от настоящего и добьемся для себя собственного будущего, а не придуманного на западе.
Меньше, готовься неизменно!
 Мои сердечные поздравления работникам станций юных туристов, станций юных натуралистов и пионерским, коммунарским и скаутским отрядам краеведческой и туристической направленности.

Не гоняйтесь за грантами, знайте цену себе, цену русским и советским традициям.
Подальше от политики и ближе к природе — это самое полезное из практики пионерского перемещения в СССР.

Ну и в качестве важного материала пара отрывков из главы ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ в книжке по краеведению К.Ф. Строева:
…. Время с 1920 по 1930 гг. можно считать годами бурного роста краеведения. Оно начинается в ходе восстановления уничтоженного всемирный и гражданской войнами хозяйства, по мере того как все больше выявляется потребность в изучении условий и ресурсов нового строительства на местах.
Везде появляются общества и кружки по изучению местного края, в них вливаются широкие веса трудящихся. За это время было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК)—организационный и научно-методический центр краеведческой работы.

При ЦБК была организована школьно-краеведческая рабочая группа, задачи которой были в том, чтобы намечать средства и пути сближения преподавания с краеведческой работой и разрабатывать методику школьного краеведения.

В помощь школе с целью проведения местных экскурсий с обучающимися раскрывались особые школьные экскурсионные станции. В Ленинграде, к примеру, 1921 г. было четырнадцать станций. Любая из станций воображала педагогическое учреждение.

В Москве в 1919 г. было организовано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсионные станции местных отделов народного образования раскрывались в Нижнем Новгороде, Казани, других городах и Архангельске.

В базе краеведения, складывавшегося в первые годы существования Советской страны, лежал принцип:
— плановое социалистическое хозяйство должно развиваться на базе рационального применения всех местных ресурсов, использование и выявление которых оптимальнее может производиться местными силами. Принцип учета местных широкого использования и условий местного опыта сохраняется и на данный момент в практике коммунистического строительства у нас.

Интерес к формированию краеведения был показан самой школой. Больше стали проводиться местные школьные экскурсии. В их программу включались независимые наблюдения, одной из целей которых было привить школьникам навыки краеведческого изучения территории.

В распоряжении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об режиме и учебных программах в начальной и школе ” указывалось на необходимость введения элементов краеведения в построение главных предметов школы. “Признать нужным в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, истории и географии ввести наиболее значимые знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, и и элементы краеведения СССР (природные изюминки, промышленность, сельское хозяйство, развитие экономики и т. д.)”.

Затем распоряжения начало уделяться внимание применению и изысканию “активных способов обучения”, “способов разнообразной независимой работы обучающихся”. Разрабатывались особые учебные пособия для независимой работы получающих образование природе и на местности, чаще стали проводиться учебные и краеведческие экскурсии.

Необходимость краеведческой работы и экскурсий подтверждается распоряжением СНК Альянса ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. “О преподавании географии в начальной и школе СССР”. Изжить отвлеченность изложения, которая отмечается этим распоряжением как один из основных недочётов преподавания географии, вероятно посредством систематических наблюдений в природе экскурсий и ближайшего окружения школы.

Многие школы начали их проводить как на учебных занятиях, так и во внеклассных и внешкольных работах. Начатое в первые годы по окончании распоряжения практически повсеместное внедрение краеведения в педагогический процесс в будущем встречало затруднения, каковые довольно часто не зависели от школы.

Экскурсионно-краеведческая работа исследовательского характера пара оживилась в 1940—1941 гг. на протяжении школьных краеведческих походов в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Маршруты походов по территориям областей намечались местными отделами народного образования совместно с хозяйственными и планирующими организациями. Материал, что планировал школьными группами, во многих случаях имел громадное значение для хозяйственного и учебного применения.

Более широкое распространение взяло изучение школьниками малых рек. Такая работа, к примеру, проводилась многими столичными школами, школами Татарской АССР и других районов.

В годы войны имели место только полевые работы краеведческого характера в пионерских и туристских лагерях. О таковой работе в течение лета 1944 г. в лагере докладывал на совещании Научного общества преподавателей-географов при Московском пединституте С. И. Тимофеев.

По окончании ВОВ наступил подъем школьного краеведения. Но в первые послевоенные годы оно носит практически только внешкольный темперамент, мало связанный с учебными целями. Работа организуется и проводится в основном краеведческими кружками Домов пионеров, реже — школ.

Развитие школьного краеведения было признано особенно нужным в связи с распоряжением СНК СССР от 21 июня 1944 г. “О мероприятиях по улучшению качества обучения”. Сейчас началась систематическая борьба с формализмом в преподавании и везде в школах краеведение начало занимать особенное место как средство, самоё эффективное для преодоления формализма в обучении.

Начиная с 1948 г. в объяснительных записках к программам по географии появляются советы по увязке преподавания с краеведением: “Преподавание географии во всех классах должно по возможности опираться на изучение фактов и явлений из судьбы собственного района — это особенно касается курса физической географии в V классе. В курсе VII и VIII классов географический район либо область, где находится школа, направляться изучать существенно подробнее, чем остальные районы. Обучение географии на базе школьного краеведения, организация экскурсий в природу, в музей, на производство, организация практических работ и наблюдений — все это позволяет подвести обучающихся к яркому восприятию природы, хозяйственной деятельности и жизни людей и предохраняет от формализма в географических знаниях учеников”’.

К 50-м годам в следствии изучения школьного опыта, произведенного АПН РСФСР был выяснен круг вопросов, составлявших базу школьного предмета, т. е. “что изучать во всех классах” и на повестку дня вышла неприятность “как изучать”. И как на один из правил, содействующих неформальному обучению, указано было на краеведение.

В объяснительной записке к программе 1951 г. говорится о громадной ценности краеведения во внеклассной работе: “Одним из ответственных видов внеклассной работы имеется изучение обучающимися собственного района, его хозяйственной деятельности и природы населения. Необыкновенная сокровище краеведческой работы содержится в ярком, а не книжном, ознакомлении учеников с окружающей географической средой”.
….
Громадный размах стали принимать экскурсии-экспедиции школьников по изучению родного края, организуемые детскими экскурсионно-Домами пионеров и туристскими станциями. Основная цель экскурсии-экспедиции пребывает в исполнении конкретного задания исследовательского характера.

В данной связи направляться назвать Всесоюзную экспедицию пионеров и школьников 1956— 1957 гг., заявленную в ознаменование сороковой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции газетой “Пионерская правда” и Центральной детской экскурсионно-туристской станцией Министерства просвещения РСФСР. Главной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с посильной поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов, научных и других учреждений и организаций. С этим связывалось углубление и закрепление знаний, взятых в школе, расширение политического кругозора, приобретение обучающимися последовательности практических умений и навыков.

Вторая экспедиция была совершена в 1958—1960 гг., третья—в 1961—1962 гг. В третьей экспедиции, посвященной сорокалетию пионерской организации имени В. И. Ленина, приняло участие более пяти миллионов школьников.

Участники экспедиции собирали материалы и документы о развитии и зарождении местных пионерских организаций, об участии юных ленинцев в социалистическом постройке, коллективизации, в Великой Отечественной войне.

В 1963—1965 гг. состоялась четвертая Всесоюзная экспедиция под девизом “По дорогам семилетки”.

В 1966—1967 гг. проводился Общероссийский школьников и туристский поход пионеров, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, под девизом “Из искры возгорелось пламя”. Поход раскрыл перед школьниками грандиозные успехи СССР, содействовал воспитанию эмоции глубокого уважения к революционным, боевым и трудовым подвигам советских людей. К 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В. И. Ленина была посвящена Всесоюзная туристско-школьников и краеведческая экспедиция пионеров “Мое отечество — СССР”.

В походах-экскурсиях школьники
— выполняют краеведческие изучения по заданиям научно-исследовательских, хозяйственных и публичных организаций, внешкольных учреждений, педагогических советов, комитетов комсомола школ, советов пионерских дружин;

— посещают и изучают ленинские места, собирают материалы о претворении в судьбу советским народом ленинских заветов; выполняют экскурсии на стройки, фабрики, фабрики, в колхозы, совхозы, научно-исследовательские учреждения, музеи;

— знакомятся с местами сражений гражданской и Великой Отечественной войн, записывают воспоминания участников, заботятся о могилах и памятниках храбрецов;

— видятся с ветеранами пионерского перемещения, собирают сведения для летописи Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина и ВЛКСМ, обмениваются опытом работы с лучшими пионерскими дружинами;

— изучают и защищают природу, ведут разведку природных достатков страны;

— трудятся в колхозах, совхозах, на стройках;

— собирают материалы для музеев и школьных выставок, изготавливают наглядные пособия для учебных кабинетов, ведут ежедневники экспедиции.

Перед школьниками раскрывается громадное поле деятельности по изучению географии края. Участники похода смогут воссоздать картину географической обстановки родного края, на фоне которой развивалось хозяйственное и культурное строительство, проследить, как изменялась географическая среда.

  • Источник http://geo.mgpu.ru/materials/projects/samohin/stroev/stroev2.htm

В случае если пара отвлечься от пафоса изложения событий в этом книжке и просто обратиться к жизненному опыту (у кого он имеется, само собой разумеется, в реале и отложился хоть как-то в памяти), то возможно сделать основной вывод:
— советская совокупность экологического воспитания, основанная на хорошей научной базе и действенной пионерской организации продемонстрировала к 1980-90-м годам несравнимо высокую если сравнивать с западной эффективность.
Главная масса университетов и выпускников школ так называемых ведущих западных государств, не имеет никаких навыков осмысленной судьбе в природной среде. Кроме того большая часть бой-скаутских организаций Западной других стран и Европы только имитируют навыки общения с природой, не имея элементарных знаний о том как готовить пищу (уже не говоря о ее добыче), устраивать быт в условиях дикой природы. Кроме того пройти несколько километров по горам большая часть людей западной цивилизации физически не смогут.
Пресловутая борьба за природу активистов Грин Пис, «экологические поселения», партии зеленых и другая кипучая, неумелая и скандальная деятельность (за кулисами которой неоднократно обнаруживались мультинациональные корпорации), к сожалению, лишь мешает сейчас сотрудничеству государств бывшего стран Запада и Советского Союза в области экологического воспитания и экологии молодежи.

Так что позволяйте видеть в отношениях «запад-восток» не попечительство, а взаимный интерес и совместную работу к традициям и достижениям различных культур.

Пионерские песни!!!!


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: