Судьба традиции в современном мире

      Комментарии к записи Судьба традиции в современном мире отключены

Судьба традиции в современном мире

Будущее Традиции Сейчас’ /
Сначала нужно сообщить о методологии рассмотрения данной темы. Материалистическим эмпирическим подходом, что до сих пор именуют отвлечённым, мы пользоваться не будем. Для отечественной темы он не годится.

Да и бессилие современных гуманитарных публичных наук в описании мира (уже не говоря об анализе!) разумеется. А в противном случае мы бы не появились в интеллектуальном и концептуальном тупике. Отечественный подход снаружи будет ближе к древним и средневековым представлениям, но экзистенциально, само собой разумеется, это язык сознания, порожденного ХХ современностью и веком.
Мир — живой. Потому, что он живой, он создан. Все живое, существующее рождается, входит в зрелость, стареет, умирает. Но жизнь не есть лишь природное, физическое, материальное.

Своим подлинным началом она имеет обстоятельства надприродные, сверхчувственные, метафизические. Материи постоянно предшествует мысль. Скажем, дабы сделать стул, не хватает владеть инструментами и древесиной, в первую очередь нужно иметь идею стула, представление о том, что такое стул.
Мир иерархичен, он выстроен от высшего к низшему. Все ступени либо слои данной иерархии символически подобны одна второй, как бы отражают друг друга на различных уровнях. Существование возможно уподобить лестнице с нескончаемым числом ступеней.

Причем любая ступень имеет собственную относительную завершенность, собственные суть и форму. Но все они, вся эта символическая лестница, имеют один исток, одно начало. Чтобы избежать своеобразны религиозного языка, назовем данный исток Принципом с громадной буквы (и в этом последуем за языком Аристотеля).

Все существующее имеет собственный личный суть либо задачу, исходящий из этого Принципа, но приспособленный к природе и к условиям бытия каждой конкретной формы либо ступени Универсума. У всего имеется собственный Путь.
Так вот, закон, этот таковой форме Бытия, как человек, — мы назовем Традицией (от латинского глагола tradere — передавать, кстати, иудейский термин каббала переводится с древнееврейского, дословно, как традиция).
Традиция дана полностью всем населениям украины, но приспособлена в каждом отдельном случае с учетом частных, материальных условий, таких как география, климат, темперамент этноса и др. Наряду с этим сам феномен Традиции не вырастает машинально из условий существования.

Имеется кое-какие фундаментальные вещи, каковые эмпирически придумать легко нереально (к примеру: письменность, государство, ритуалы, разработка выпечки хлеба, металлургия, деньги и другое), он как раз даны, переданы, и источник их происхождения — нечеловеческий. Достаточно отыскать в памяти мифологию, фольклор, сакральные тексты, где говорится о божественном предке, о так называемых культурных храбрецах: первых царях, мудрецах, храбрецах, приносивших своим еще чёрным соотечественникам законы, установления, ремесла и важнейшие умения.

Причем постоянно указывалось на божественное происхождение первых храбрецов либо царей, все они рождались каким-нибудь прекрасным, сверхъестественным образом, а сделав собственную миссию, не умирали, а уходили. На небо, в глубины почвы, уплывали в море. Кое-какие давали слово возвратиться перед Финишем. В этих мифах либо сказках в наивно-символической форме указывается на трансцендентное происхождение Традиции либо Знания.

Все листья традиции — и частные ветви мирового древа Единой Традиции. Сама Традиция есть проявлением в людских цивилизациях присутствия Принципа, осуществляет сообщение с ним.

Исходя из этого в классическом обществе любое событие жизненного цикла, любое значимое деяние имеют сакральное значение, связывающее человеческого индивида со всем нескончаемым Космосом и с Творцом этого Космоса, дающее людской существованию как стабильность и устойчивость, так и возможность самосовершенствования. В классическом обществе, строго говоря, нет ничего не-сакрального, ничего тщетного. Целью человека и традиционного общества есть возвращение в Эдем, восстановление райской целостности, победа над смертью.
Солидную часть известной нам истории прожило под сенью Традиции. До тех пор пока в части света называющиеся Европа не начались либо не обнаружились очень интересные явления. Как мы знаем, Традиция дала трещину как раз в Европе, и с каждым столетием трещина возрастала, пока не произошло обрушение. Из-за чего это случилось как раз в Европе, в то время, когда это началось, и что все это значит?

Ответить на эти вопросы весьма непросто, в каком-то смысле кроме того нереально, но не ставить эти вопросы запрещено, в случае если мы само собой разумеется желаем существовать . Из-за чего философия появилась в Греции? Из-за чего Мартин Хайдеггер сказал, что ядерная бомба взорвалась уже в поэме Парменида? Что для того чтобы было в европейском человечестве, что неудержимо влекло его за все границы и пределы? Недаром Освальд Шпенглер именовал западное человечество — фаустовским.

Из-за чего христианство в основном распространилось в Европе так, что стало синонимом европейского? Из-за чего европейцы отвергли собственную Традицию? Из-за чего как раз в Европе появилась парадигма Модерна, появился капитализм?
Постараемся ответить, опираясь именно на классические знания. Сакральная география говорит о качественности пространства, о его связи с метафизическими правилами, с неизвестными нам провиденциальными замыслами. В начале истории нынешнего человечества, в случае если угодно, в протоистории на Земле существовало четыре древних континента: Гиперборея на севере, Гондвана на юге, Лемурия на востоке, Атлантида на западе.

Последняя погибла в водах того самого глобального потопа, о котором, наровне с Библией, имеются свидетельства практически во всех мифологиях мира. Обстоятельством смерти Атлантиды стала, как утверждают древние источники, чрезмерная гордыня из-за большого материального развития. По большому счету, Запад как сторона света, как символическая территория в мифологии и культуре весьма многих народов имеет негативный, ужасный суть.
К примеру, в древности и частично в средневековье существовал запрет на плавание в Атлантике, что в античном мире именовался Морем Мрака. Величайший греческий герой Геракл поставил на Гибралтаре Геракловы либо Геркулесовы Столпы как границу мира людей. То, что было к западу от Столпов, считалось инфернальным, неосуществимым для обычной судьбы. На древних картах в том месте помещали вход в подземное царство.

По православному преданию, Люцифер упал с неба на почвы Запада, исходя из этого при крещении христиане трижды плюют в сторону Запада, произнося: Отрицаюсь сатаны! Запад везде рассматривался как сторона смерти, тьмы, ада. Желающие смогут отыскать множество примеров этому в фольклоре и мифологии самых различных народов во всех частях света; от древних египтян, именовавших Запад зеленой страной (зеленый цвет во многих культурах связан со смертью и демоническим), до папуасов, у которых страна мертвых Адири находится в том месте, где заходит солнце.

В качестве смешного рассказа: по некоторым пророчествам, финиш света должен был произойти в первой половине 90-ых годов пятнадцатого века, в текущем году Колумб открывает Новый Свет, Америку. Что-то символическое в этом имеется.
Ясно, что это не научный ответ (а тут и неосуществим научный ответ), но, по всей видимости, Европа, Запад провиденциально избраны для неких больших мировых задач, о которых мы можем лишь строить предположения. Как раз из этого началось наступление на Традицию.
В чем самая сущность новоевропейской цивилизации, появившейся благодаря Реформации и Ренессансу, окрепшей в эру Просвещения и к началу ХХ века ставшей моделью и эталоном для всего человечества? Это цивилизация Человека, отказавшегося от Всевышнего и от Традиции, как живого невербального присутствия божественного в людской обществе. Из-за чего подобная установка победила классические сокровища всего незападного человечества?
Предлагаем еще один возмутительно ненаучный ответ (а вы увидели, что в то время, когда говорится научный, имплицитно подразумевается западный рационалистический подход, все другое репрессируется как ненаучное?) И снова обратимся к классическим данным, к представлениям о времени и истории. В индуизме история мира, а также человечества, делится на циклы убывающей длительности: кальпы, манвантары, юги. Кальпа складывается из 14 манвантар, манвантара делится на четыре юги.

Это Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. Они совсем аналогичны в качественном отношении Золотому, Серебряному, Медному либо Бронзовому, Железному векам греко-римской античности и периодам в традициях доколумбовой Центральной Америке, четырем солнцам.

Как уже упоминалось, в соответствии с Традиции в мире все символически подобно, и 4 столетия соотносятся с 4 сторонами света (север, юг, восток, запад), 4 стихиями (пламя, воздушное пространство, почва, вода), 4 временами года (весна, лето, осень, зима), 4 семь дней лунного месяца, 4 периодами дней (утро, сутки, вечер, ночь), 4 возрастами человека (детство, юность, зрелость, старость). И с четырьмя варнами (кастами) классического индийского общества: брахманами (жрецы), кшатриями (аристократы, солдаты), вайшьями (торговцы, ремесленники, крестьяне), шудрами (слуги, рабы, пролетарии).

Это деление совершенно верно сходится с сословной организацией средневековой Западной Европы (духовенство, дворянство, ремесленники и купечество, крепостные крестьяне). Города в древности заселялись в соответствии с кастовым делением и делились по их числу на четыре части, что и отражает слово квартал, четверть. В соответствии с, классической теории циклов, мы, т.е. человечество, находимся в Швета-Вараха-кальпа (кальпа Белого Вепря), в седьмой манвантаре, в Кали-юге либо Чёрном веке.

Считается, что человечество с каждой югой все более деградирует, возрастают пороки и невежество, пока не происходит очистительная космическая трагедия (в индуизме пралайя, в христианстве Апокалипсис) и начинается новый цикл, новый Золотой век, новое второе человечество. Кстати, подобные представления кроме этого имеется у большинства культур и народов. Другими словами само состояние человечества в Чёрном веке было предрасположено к западному заражению.

Образно говоря, мир вступил в позднюю осень, мы в сгущающихся сумерках наступающей ночи.
В ХХ веке было два крайне важных для отечественной темы явления глобального значения — фашизм и коммунизм. Правильнее, они были реализованы как политико- государственные проекты в этом веке. Мы не будем говорить о них, по причине того, что отечественная тема — будущее Традиции.

Но вот что нужно подметить. Это идеологии новоевропейские, модернистские, сугубо современные, соответственно антитрадиционные. Но что оказалось в действительности, в случае если наблюдать в самый корень явления? И не обращать внимания на внешние объявления, идеологические одежды и т.д. фашизм и Коммунизм стали в действительности авангардными формами Традиции!

Это была попытка охватить все человеческое бытие, человеческое общество неким новым Законом, имеющим мистические основания, отказ от материалистической потребительской ориентации, квазирелигиозность. Как раз исходя из этого эти страны были идеократическими и тоталитарными (и не могли быть вторыми). Самые хорошие примеры, имеющие статут знака, — это СССР и национал-социалистическая Германия, страны-архетипы двух идеологий, фашизма/нацизма и коммунизма/социализма.

Примеры этих идеологий преподают нам ответственный урок: Традиция может проступать кроме того через нетрадиционные (антитрадиционные) идеологии и формы. Традиции не столь ответственны фактически классические формы, в особенности потерявшие настоящее содержание. Одновременно с этим и фашизм, и социализм проиграли либерализму, как самому чистому воплощению Модерна, религии человека как человеческого, через чур человеческого (а это неизменно что-то животное, как заметил проницательный Акутагава).
Либерализм перевоплотил всю землю в рукотворный хаос. Для этого он и был нужен. Мавр сделал собственный дело, мавр уходит.

Но уход либерализма не свидетельствует автоматического восстановления Традиции. До тех пор пока мы замечаем лишь повышение беспорядка и, думается, полную невозможность строительства чего бы то ни было.
Но обратимся снова к свидетельству самой Традиции. Говорится, что перед самым финишем света, в то время, когда человечество уже деградирует, казалось бы, бесповоротно, внезапно, неожиданно на некоторый срок будет восстановлен порядок. И вот тут, в этом пункте существуют различные предположения в различных традициях, кроме того разночтения. По одним свидетельствам, перед Финишем будет тысячелетнее царство Христа, либо Мессии, по вторым же царство Антихриста.

В последнем случае это будет пародией на Традицию. Как мы знаем, мы не знаем сроков, но мы можем просматривать символы и толковать пророчества.
В оживлении во всем мире интереса к собственной культурно-национальной идентичности имеется пара уровней, требующих рассмотрения. В условиях все возрастающего хаоса люди обращаются к своим корням, дабы получить землю под ногами, отыскать какой-то абсолютный суть в обваливающейся современности.

Психологически это весьма похоже на уход современного человека в личную, домашнюю судьбу в следствии разочарования в возможности публичных и политических трансформаций к лучшему, недоверия к власти, осознания бесполезности низовых инициатив. изучение и Поиск национально- культурной идентичности — это реакция на нивелирующий каток глобализации, уродство потребительской идеологии, агрессию чуждых сокровищ.

Но имеется ли обращение к корням — настоящее полноценное восстановление Традиции? Мы прошли через десятилетия и столетия Модерна, мы все модернисты, что бы ни мнили о себе. Сам строй современного бытия совсем не классический, и это не прикроешь внешней этнографией, к тому же с туристическим уклоном.

Нет ли тут воистину дьявольской пародии? Не обманываем ли мы самих себя?
Быть может, мы отыщем в памяти уроки фашизма и коммунизма и заметим, что Традиции не обязательно быть традиционализмом? При с отказом от Модерна мы, наверное, выплеснули вместе с водой ребенка. Имеется глобализация как нивелирование и окончательное смешение, и это одно.

Но имеется глубоко заложенное в человеке, как духовном существе, созданном по подобию и образу Божьему, рвение к универсальности, всечеловечности по Достоевскому, к тому, что выразили великие мировые религии, преодолевшие племенную и культурную ограниченность. Это очень узкое различение, и именно на нем будут играться агенты Антихриста. Имеется чувство, что в конце Кали-юги, на фоне настоящей людской деградации национально-культурное, как замкнутое на себе, в полной мере может стать новым идолопоклонством, уводящим нас от настоящего истока всех традиций.
Давайте будем помнить, что дух дышит где желает, а Традиция — это не человеческий феномен, а божественное присутствие (в индуизме Санатана Дхарма, Вечный Закон) В случае если мы сделаем нашу жизнь познанием, Традиция проявится сама, покажутся некие формы, быть может, совсем авангардные, в которых будет все, что в действительности требуется человеку. Да, наверное, цикл заканчивается, но семена будущего Золотого века сеются уже на данный момент, в канун Финала. Совершив вместе с человечеством путешествие по истории, Традиция освобождается от всего временного, человеческого, этнического, культурного, от всего материального и снова предстает перед нами как дыхание Всевышнего, шум Апокалипсиса, смерти и мистерия жизни.
Эмиль ДЖУМАБАЕВ режиссёр, публицист
13 апреля 2017 г.

Источник: Публичный рейтинг

Пространство Женщины Самодостаточная судьба славян России


Интересные записи на сайте:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: